среда, 1 февраля 2012 г.

Fedora 16. Первый опыт

Буквально вчера установил Kubuntu 11.10 - хотел посмотреть на новый KDE, да и вообще пора опять возвращаться на linux-way. Но как-то у меня с ней не сложилось, то X-сервер не стартует, то менеджер программ muon ошибку при запуске выдает, то deb пакеты не устанавливаются через графический интерфейс. В общем наигрался я с debian-based дистрибутивами. Кстати дебиан я тоже пробовал, но так и не смог решить в нем проблему с отвратительным отображением шрифтов.
В итоге решил я попробовать что-то другое. Дистрибутивов конечно огромное множество, у каждого свои плюсы и минусы, но попробовать надо все, как говорится! И вот читаю я в контакте очередной холивар на тему лучшего дистрибутива и вижу комментарий, в котором парень заявляет, что у него в Fedora 16 все работает сразу "из коробки". Ну думаю, это мы и проверим сейчас. Выбрал я Fedora 16 на Gnome...

Установка как и в большинстве современных дистрибутивов очень простая, поэтому тут я останавливаться не буду. Единственное, что стоить отметить, это то, что изначально новый пользователь не является администратором(при установке можно поставить галочку, чтобы попасть в группу администраторов). После установки первым делом я подключил интернет и обновил систему через графический интерфейс. В принципе система уже готова к использованию, но вот только на английском вся. Русификация сводится всего к паре кликов: в настройках системы выбираем локализацию и в каждой вкладке выбираем русский язык.Что меня удивило, так это то, что разработчики не предполагают, что пользователю потребуется выключать или перезагружать компьютер, поэтому такие вещи как "Перезагрузить" и "Выключить" скрыты от наших глаз. Мы можем выйти из системы, либо перевести компьютер в спящий режим. После выполнения большинства конфигураций достаточно всего лишь выйти из системы и зайти заново. После русификации, чтобы все отображалось на русском языке, проделываем именно это действие.

Дальше конечно же надо заняться звуком и видео. Проверяю - есть ли звук через HDMI (SPDIF). Оказывается, что нету. Признаться, долго ломал голову почему же он отсутствует, в alsamixer все ползунки поднял на максимум - все должно работать, но не работает. Спустя минут 10 до меня дошло, что без драйверов на видеокарту звука не будет.
Драйвера NVIDIA для Fedora 16.

Выясняем архитектуру системы
uname -m
Возможные варианты: i686 и x86_64. Я ставил себе 32-битную версию, поэтому в моем случае это i686. Далее я опишу все только для этой архитектуры.
Выясним вариант установленного ядра Linux
uname -r
У меня обычное ядро(generic), поэтому все без особых бубнов и танцев.
Выясняем версию дистрибутива: Fedora или RFRemix
cat /etc/system-release
Результат данной команды: Fedora release 16 (Verne)
Это означает, что необходимо подключить дополнительный репозиторий RPM Fusion. Подключаем
su -c 'yum install -y --nogpgcheck http://download1.rpmfusion.org/free/fedora/rpmfusion-free-release-stable.noarch.rpm http://download1.rpmfusion.org/nonfree/fedora/rpmfusion-nonfree-release-stable.noarch.rpm'
Устанавливаем сам драйвер Nvidia
yum install kmod-nvidia
Теперь осталось лишь перезагрузить систему. Для этого жмем в правом верхнем углу свое имя, зажимаем Alt и выбираем "Выключить...".

Кодеки для Fedora 16.
Необходимые репозитории у нас уже подключены после установки драйверов Nvidia. Нам остается лишь установить в Fedora кодеки
yum -y install gstreamer-plugins-good gstreamer-plugins-ugly gstreamer-plugins-bad gstreamer-plugins-bad-extras gstreamer-plugins-base xine-ui xine-lib xine-lib-extras xine-lib-extras-freeworld gstreamer-ffmpeg
Все! Можно смотреть фильмы и слушать музыку в Fedora.

Dropbox в Fedora 16.
Так как на коммуникаторе и в Windows я активно пользуюсь Dropbox, то и в Fedora эта программа присутствовать должна. Поэтому первым делом делаю автоматическое монтирование ntfs раздела, где у меня располагается папка Dropbox.

Для начала создаем папку, в которую будет монтироваться нужный раздел
mkdir /mnt/WinData
Смотрим список устройств и разделов
blkid
Получим нечто подобное:

/dev/sda1: UUID="BC38F17838F1324E" TYPE="ntfs"
/dev/sda2: UUID="E2F6ED05F6ECDAB5" TYPE="ntfs"
/dev/sda3: UUID="3A0EFB740EFB2791" TYPE="ntfs"
/dev/sda5: LABEL="_Fedora-16-i686-" UUID="f8ffed50-526c-45ab-a489-ea4ad2b98855" TYPE="ext4"
/dev/sda6: UUID="81fb460f-3578-42ce-897d-261a4569756d" TYPE="swap"
/dev/sda7: UUID="80f4230e-1d41-4bf5-99ce-5393d953ae01" TYPE="ext4"
/dev/sr0: LABEL="Fedora-16-i686-Live-Desktop.iso" TYPE="iso9660"

В моем случае нужный раздел - sda3(выделен цветом). Какой именно нужен вам легко можно узнать при помощи программы "Дисковая утилита". Из этих данных нам необходим UUID нужного раздела.
Далее открываем конфиг, отвечающий за подключение дисков
gedit /etc/fstab
В конец добавляем следующее(UUID соответственно заменить на свой)
UUID=3A0EFB740EFB2791                     /mnt/WinData            ntfs-3g defaults        0 0
Теперь можно перезагрузиться, чтобы раздел автоматически подключился и заодно проверить правильность данных в fstab.
Остается лишь скачать rpm-пакет Dropbox с официального сайта, установить его и указать директорию в примонтированном ntfs разделе.

В принципе все основные моменты с новой системой я уладил в течении 2-3 часов, включая поиск необходимой информации, поэтому можно сказать, что Fedora 16 вполне хороший дистрибутив и впечатление после себя оставляет приятные. После перехода с семейства Ubuntu я очень доволен!